Логистические компании стали терять на экспорте угля
Казахстан всегда славился своими угольными месторождениями, и целый ряд крупных поставщиков этого сырья традиционно ориентированы на Европу. Однако последнее время рентабельность поставок угля снижается, по крайней мере в случае экспорта. Как передает inbusiness.kz, поставки угля из Казахстана в европейские страны становятся все менее прибыльными, и логистические компании, занятые в этой отрасли, несут убытки.
Эксперты считают, что эпоха заработка на экспорте угля из Казахстана в Европу заканчивается. Эта тенденция отчетливо проявилась еще в апреле этого года, когда одна из крупных логистических компаний – экспортеров угля сильно уменьшила объем поставок, а в мае она полностью вышла из этого бизнеса. С учетом издержек на производственные и транспортные расходы данные поставки стали нерентабельны.
По информации аналитической компании Argus, которая проводит мониторинг уровня цен на энергоносители, сейчас цены на уголь на европейском рынке находятся на минимуме почти за три года. Это касается не только казахстанского, но и российского угля. Если еще в ноябре прошлого года логистические компании сбывали в Европе тонну угля за 91 доллар США, то уже в апреле этого года она опустилась до 51. Аналогичные тенденции прослеживаются и в Азии, хоть и не столь выраженные.
Аналитики называют ряд факторов удешевления цены на уголь, из которых основную роль играют излишки запасов на складах в Европе. Это привело к заметному превышению предложения над спросом. Еще один фактор – рост конкуренции углю со стороны других видов топлива, в первую очередь газа и ветра. По всей Европе все больше энергии генерируется на ветряных электростанциях. Растут объемы и газовой генерации.
Интересно, что в скором времени доходность от экспорта угля может упасть еще больше. Это произойдет, если логистическая компания «КТЖ – Грузовые перевозки» поднимет цены на железнодорожные перевозки. Этот вопрос будет рассматриваться в начале июля на совещании в Министерстве нацэкономики Казахстана.